Святитель Николай Японский и боевые искусства

В спортивном мире традиционно проходят соревнования по боевым искусствам , в частности по каратэ, посвящённые памяти святителя Николая Японского.
Как объяснить эту связь архиепископа Николая Токийского с боевыми искусствами, кто он такой? Иван Дмитриевич Касаткин — такого его имя мирянина. Его отец священник Иван уже мальчиком не представлял себе иной судьбы. Он закончил духовную семинарию в Смоленске , затем духовную Академию в Петербурге, принял монашеский сан с именем Николай и иеромонахом подал прошение продолжить службу при русском консульстве в г.Хакодате (Япония). В 1860 году началась его 50-ти летняя просветительская деятельность в Японии.
Для России Япония почти не известна. Но она уже международный игрок на Дальнем Востоке (война с Китаем ,борьба за влияние на Корею). Россия начинает строительство Сибирской железной дороги, связывающую европейскую Россию с Приморьем. Активизируются военно-политические и экономические интересы России. В такой обстановке начинается деятельность иеромонаха Николая в Японии. Это 8 лет упорного изучения языка, культуры и быта Японии. Перевод на японский язык Библии, богослужебных книг, написан японский богословский словарь.
В 1869 году принято решение о образовании в Японии Российской духовной миссии во главе с архимандритом Николаем. Несмотря на гонения на христиан, в 1873 году архимандрит начинает в Токио строительство собора Воскресения Христова. На этот момент в Японии 18000 православных христиан.
В 1875 году владыка Николай открывает православную духовную семинарию на территории русской духовной миссии. Владыка ее первый ректор. Ученики — японцы в возрасте от 14 лет, срок обучения 7 лет. Это полный интернат. Православные японцы получают духовное образование. Преподавание на японском языке. Программа построена по примеру самурайских школ и прусских учебных заведений. Большое внимание уделяется дисциплине, гимнастике, развитию выносливости и закаливанию. Быт традиционно японский, живут как одна семья, глава семьи владыка Николай.
В 1902 году в семинарии появляются первые русские ученики Их появление связано с обращением Главного начальника Квантунской области вице-адмирала Е. И. Алексеева к владыке Николаю принять для обучения и подготовки переводчиков с японского языка двух мальчиков. В последующие годы такие обращения неоднократно исходили от военного ведомства. Русские учились языку, географии Японии, истории, писанию китайских иероглифов. Подробный рассказ о семинарии связан с тем, что именно учась в семинарии, с японским боевым искусством познакомился Василий Сергеевич Ощепков, активно продвигавший эти знания в России.
1 сентября 1907 года он приехал к владыке в миссию в Токио. Ему было 14 лет. Он родился в Александровском посту на острове Сахалин. Мать была сослана на Сахалин. На тот момент он был круглым сиротой и приехал с письмом от опекуна с просьбой принять в семинарию. Был принят и успешно учился. Владыка выделяет его среди других учеников. Учился сначала на деньги опекуна , а затем на стипендию военного ведомства.
С 1908 года в семинарии стали преподавать дзю-до (дзюудо или дзюудзюцу). Учитывая его успехи, по благословению владыки был отобран в школу Кодокан основателя дзюдо Кано Дзигоро в 1911году.
В1913 году успешно заканчивает семинарию. По выпуску из школы Кодокан стал первым русским и четвертым европейцем в истории, получившим 1 дан по системе Кодокан-дзюдо. Ощепков по возможности везде старается популяризировать и продвигать дзю-до как в спортивном , так и в прикладном виде. Дальнейшая жизнь Ощепкова связана с Красной Армией. Он работает в инспекции физической подготовки РККА, занимается военным наставлением по рукопашному бою, работает инструктором дзюдо в Центральном доме КА, преподает в Государственном центральном институте физкультуры. Разрабатывает комплекс ГТО, предлагая ввести приемы самозащиты и обезоруживания. Жизнь и интересы Ощепкова не ограничиваются спортом. По прошествии многих лет стала известна другая, закрытая сторона его деятельности военного разведчика. С 1920 года В.С Ощепков в составе военной разведки, погибает в годы репрессий (октябрь 1937 года, реабилитирован в1957 году).
Таким образом, приход восточных единобоств, в частности дзю-до, и их популяризация в России связаны с Токийской духовной семинарией и её выпускником В.С. Ощепковым.